Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебные краски"
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня, с подгруппой детей состоящей из 8-10 человек, продолжительностью 20 мин.
На занятиях с дошкольниками применяются нетрадиционные приёмы. Нетрадиционная техника рисования – это способ создания нового, оригинального, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Структура занятий по допольнительной образовательной программе:
- Мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность. Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве. Ребѐнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растѐт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках.
- Презентация работ. Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
Программа занятий
Месяц |
Тема занятия |
Нетрадиционные техники |
Программное содержание |
|
сентябрь |
Первичная диагностика |
Рисование по замыслу |
||
Цветочки в поле |
Рисование мятой бумагой |
Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. |
||
Два грибка у пенька |
Рисование кистью |
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. |
||
Корзина с виноградом |
Рисование пальчиками. Спичечными коробками. |
Формировать умение компоновать изображения в ограниченном пространстве, формировать видение композиции, развивать воображение и фантазию. |
||
Дятел клювиком стучит |
Рисование кистью, аппликация |
Развивать внимание, воображение. Совершенствовать умение в данной технике. |
||
В нашем саду листопад |
Отпечаток листьев. |
Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. |
||
октябрь |
Фрукты в вазе |
Рисование кистью, пластилинография |
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой пластилинография. |
|
Калина красная |
Рисование пальчиками, кляксография |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой – выдувание из трубочки на капельку кркаски. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. |
||
Осеннее дерево |
Тычок жесткой кистью |
Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. |
||
Под зонтом |
Рисование кистью, рисование по мокрой бумаге |
Развивать чувство композиции, цветовое восприятие, моторику пальцев рук. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления природы, аккуратность |
||
Воздушные шары |
Рисование кистью |
Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). |
||
Ягодка за ягодкой в компот |
Рисование фломастером |
Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками. |
||
Дождик, град за окном |
Рисование ватными палочками |
Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами. |
||
Пушистые животные |
Оттиск поролоном |
Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. |
||
ноябрь |
Картинка в холодных тонах |
Рисование кистью |
Формировать умение смешивать основные цвета и получать новые. Изображать по замыслу с учетом теплого цвета. Различать холодные и теплые цвета. |
|
Путешествие по радуге |
Рисование кистью |
Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения. |
||
Расписные солнечные лучи |
Разные техники рисования |
Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение. |
||
Панда |
Рисование поролоном |
Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования |
||
Две коалы |
Аппликация, рисование кистью по трафарету |
Развивать воображение, творчество. Совершенствовать умения в техниках, вызвать интерес к рисованию, стремление |
||
декабрь |
Мой любимый сервиз |
Рисование поролоном |
Упражняться в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
|
Чудо рукавички |
Рисование кистью, аппликация |
Отрабатывать технику закрашивания. Продолжать закреплять правильно держать кисть и набирать краску, развивать творческие способности и воображение. |
||
Голубая ель |
Оттиск поролоном, рисование пальчиками |
Формировать умение рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы. |
||
Веселый снеговик |
Пастельные мелки |
Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. |
||
Дед Мороз |
Рисование ладошкой |
Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. |
||
Открытка к новому году |
Разные техники рисования. Лепка из соленого теста. |
|||
январь |
Новогодние игрушки |
Рисование кистью |
Учить детей изображать округлые формы и знакомые ѐлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. |
|
Зимний лес |
Рисование на мятой бумаге |
Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию. |
||
Зайка мерзнет под кустом |
Рисование по трафарету |
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. |
||
Снегопад за окном |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. |
||
Вьюга |
Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому. |
Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. |
||
Мишка спит в берлоге |
Рисование кистью |
Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. |
||
Морозная ночь |
Рисование пальчиками |
Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. |
||
февраль |
Снежинки кружатся над городом |
Техника набрызг |
Формировать умение с помощью трафарета снежинок делать набрызг с помощью зубной щетки. Развивать чувство композиции. Развивать длительный плавный выдох. |
|
Пингвины |
Рисование пальцами, оттиск поролоном |
Упражняться в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать поролоном. Развивать чувство композиции. |
||
Морские обитатели |
Оттиск пенопластом |
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. |
||
Подарок папе |
Разные техники рисования. |
|||
Аквариум с рыбками |
Рисованию кистью, аппликация |
Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. |
||
Забавные осьминожки |
Рисование ладошками |
Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. |
||
март |
Открытка для мамы |
Разные техники рисования. |
||
Веточка мимозы |
Ватные палочки, жесткая кисть |
Формировать умение изобразить веточку мимозы более реалистично, применяя и тем самым закрепляя технику Пуантилизм (рисование точками) и рисование жесткой кистью, передавая рельефность листьев |
||
Животные Африки |
Рисование поролоном |
Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение. |
||
Водоплавающие птицы |
Рисование способом тычка |
ознакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
||
У дома |
Рисование кистью |
Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции. |
||
Бабочки |
Монотипия |
Формировать умение детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой. |
||
Лошадка |
Рисование ладошками |
Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. |
||
апрель |
Узор на игрушке |
Рисование палочками ватными |
Познакомиться с элементами росписи «Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках. |
|
Скворец |
Рисование ладошками |
Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. |
||
Солнышко, которое мне светит |
Монотипия |
Формировать умение рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. |
||
Цветочки на лугу |
Разные техники рисования по выбору детей |
Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. |
||
Воздушный шар |
Рисование аппликация, мелками пальчиками, рисование |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. |
||
Жучки |
Рисование укварель+восковые мелки |
Развивать:
|
||
Носит одуванчик желтый сарафанчик |
Рисование поролоном, ватными палочками |
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. |
||
май |
Сирень |
Рисование пастельными мелками |
Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками. |
|
Кувшин с клубникой |
Рисование цветным карандашом в одном тоне |
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость. |
||
Закат на море |
Рисованию солью |
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию. |
||
Сказочный герой |
Рисование мелками, аппликация |
Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). |
||
Мостик через реку |
Рисование кистью |
Закреплять интерес к изобразительной деятельности. бумаги Расширять кругозор детей через обращение к произведениям художников. Совершенствовать умение правильно держать кисть и набирать краску. |
||
Уточка плавает в пруду |
Рисование по мокрой бумаге |
Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. |
||
Итоговая диагностика |
Рисование по замыслу |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»